Текущее время: 17 окт 2019, 23:08

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 50 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема) 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 2979
Откуда: Rīga
Сообщение Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
Предлагаю в этой теме копипастить ответы - "рекомендации" уважаемого Аббаса, раз мы на его форуме и в основном поддерживаем его философию и взгляд на изготовления системы (я полностью). Тема включает все направления, от акустики, даков, унч, накалов , эзотерики и тд и тп. Заметил что иногда надо найти его ответ, и ищешь часами, помнишь что вот был ответ, а в разных темах затерялся. Начну с себя, и прошу подключаться господа к этой теме, дабы в будущем использовать как технический материал к созданию системы. Всё что нашли из рекомендаций его, прошу вас отмечаться здесь. Благодарю


и так -

abbasz писал(а):

Смотря о какой конструкции идет речь.
В простые корректоры я ставлю стабилизатор на накал ЕФ86, чтобы напряжение не гуляло, там это необходимо, так как я понятия не имею, с какой сетью и с какими перепадами напряжения столкнется устройство.

Если речь идет о домашней конструкции, и сеть стабильная, и во главу угла ставим качество звучания, то для первой лампы достаточно 4700мкф и ДППВ выпрямителя, стабилизаторы- они просто лишние. Это называется оверинжиниринг. Этим практически все страдают. Конструкции для ума, а не для ушей.

После микросхемного стабилизатора нельзя ставить большую емкость, тем более вблизи микросхемы- она может запросто завестись, загудеть или зазвенеть.
Надо ставить небольшой электролит и пленочный конденсатор.


Если расставить приоритеты по звуку то в порядке убывания по качеству звучания:

1. Накал переменкой со средней точкой- самый музыкальный и выразительный звук, однозначно и без вариантов, но переменка не подходит в ряде случаев- прямонакальный драйвер, входная лампа корректора, прямонакальный пентод на выходе УМ, прямонакальные лампы в предварительных каскадах.
Однако мы идем иногда на питание постоянным током потому что знаем, что выигрыш значительно перевесит минусы.

2. Накал постоянкой без стабилизации, при выборе хороших диодов и конденсаторов наблюдается незначительное снижение музыкальности звучания

3. Накал постоянкой со стабилизацией на транзисторе, еще чуть хуже, но выбор элементной базы может свести вред к минимуму.

4. Накал со стабилизацией на микросхеме. Еще хуже, но даже микросхемы имеют разное качество, например лучшие всех по звуку ЛМ317 выковыриваются из ранних сд плееров филипс начала 80-х. Внутри ЛМ317 производства моторлолла и даже выводы у них позолочены!


Я считаю, что с фоном нужно бороться только до того момента, когда он перестает мешать музыке, дальше мы просто убиваем изменчивость музыки, подавляя фон "с запасом". Усилия должны быть минимально необходимые, без фанатизма, буквально в соответствии с клятвой Гиппократа: " НЕ НАВРЕДИ!".

Надо еще помнить, что любые сверхусилия по подавлению пульсаций анодного утяжеляют звук и душат динамику- любая дополнительная, не оправданная жесткой необходимостью РС или ЛС цепочка повиснет гирей на музыке.

И накал , кстати, это только один из пазлов в большой картине проблем связанных с фоном. Фон из накала задушить относительно несложно. Однако, каждому случаю соответствует свой вариант решения проблемы.

Приведу примеры.
Драйвер на лампе 71а, прямой накал, следом 2А3- вполне достаточно 10тыс мкф и диодного моста.
Драйвер на лампе 26 , прямой накал, следом 2А3- нужно ставить CRC фильтр, два по 10тыс, резистор пару ом, центровочный резистор.
Выходной каскад 71а в предусилителе корректоре, прямой накал, ток накала 500ма -мост, СLСRC фильтр или стабилизатор на хорошем звуковом транзисторе, последний надежнее , проще и компактнее. По входу и выходу стабилизатора 4700-10000мкф.
Выходной каскад RE604/Е406 в корректоре(ток накала 700-1000ма)- мост, стабилизатор на составном транзисторе, 10000мкф по входу, 10000мкф по выходу.

Входная лампа EF12/EF86/AF7/RENS1284- 4700-10000мкф и мост или ДППВ со средней точкой- фон душится с запасом, однако при нестабильной сети не повредит стабилизатор, так как шумы лампы могут заметно меняться при недокале- перекале.

Выходной пентод с прямым накалом и током потребления нагревателем порядка 1ампер- ДППВ со средней точкой и 4700мкф

ГМ70- выпрямитель и простейший стабилизатор на транзисторе, хоть и триод. Нить накала длинная, раскачивается переменным током- только выпрямлять и стабилизировать.

6С3П, 6С4П, 6Н23П- лампы в принципе с хорошей изоляцией катод-подогреватель, достаточно ДППВ со средней точкой или моста+ 4700мкф, фона уже не будет


Что касается выпрямителей, то самый музыкальный и далее в порядке убывания:

1. ОППВ на одном диоде или на селеновой шайбе или на половинке кенотрона, правда для выпрямления накалов я никогда его не применяю-неудобно и неэффективно.
2. ДППВ со средней точкой, менее музыкальный, но более универсальный, и предьявляет куда меньшие требования к силовому трансформатору. Подходит для всего.
3. Мост- самый плохой по звуку выпрямитель. Однако для выпрямления накала, в условиях жесткой борьбы с фоном, применять его вполне допустимо. Но больше- никуда.
Мостики ставят не потому что они хорошо звучат, а потому что они дешевле и проще в применении чем отдельные диоды. Инженеры вообще мыслят немного иначе чем аудиофилы. Большинство из них не знает, что мост хуже по звуку, и они лепят готовые копеечные мосты везде и всегда по причине удобства, доступности, дешевизны и просто в силу инерции мышления.


Таким образом, каждое средство применяется по необходимости и по показаниям, на своем месте, и далеко не всегда по свойствам наилучшего звучания.

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


26 сен 2019, 07:59
Профиль

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 2979
Откуда: Rīga
Сообщение Re: Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
снова про накал -

abbasz писал(а):
Бифилярная обмотка никогда не позволяет получить минимум фона. Такая обмотка нужна только для идеальных ламп, а 6с4с далека не только от идеала, но и от среднестатистического прямонакала.
Фон можно свести к минимуму только центровочным резистором, если не помогает- выпрямление.
В драйвере выпрямление уже ОБЯЗАТЕЛЬНО, независимо от типа лампы, 45 или 2а3 или 6с4с- мост или дппв со средней точкой, конденсатор 10000мкф
Если лампа кривая, то п образный фильтр, значит резистор и два раза по 10 тыс мкФ
А центровочный резистор все равно остаётся, даже после выпрямления вы без труда найдете точку минимума фона. И услышите, как велик фон на краях положения ползунка.
Если прямонакальный драйвер используется в паре с прямонакальным выходным каскадом, который питается переменкой, тогда ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать два центровочных резистора, поймаете точку компенсации 50 гц- фон будет даже ниже, чем без прямонакального драйвера.
Но выпрямлять накал драйвера нужно в любом случае.
И ещё раз- бифилярная обмотка ни в каком случае не позволяет выставить минимум фона. Никогда. В общем то ,она не нужна при намотке накальных обмоток, во всяком случае за много лет строительства усилителей я ни разу не столкнулся с ситуацией, когда такая обмотка понадобилась бы , или помогла действительно решить какие то проблемы фона.
Все лампы более-менее кривые, все точки минимума с помощью ползунков центровочных резисторов всегда находятся индивидуально, и всегда смещаются немного при смене ламп! Это надо понимать и не питать иллюзий ,что может быть иначе при каких-то хитрых накальных обмотках.
Надо запасаться хорошими винтажными проволочными резисторами 10-50 ом, например розенталь, филипс или РСА, а накальные мотать традиционно.
В накальной обмотке гораздо важнее качество провода, чем какие либо специальные способы укладки провода. Звуковое качество самого провода решает всё!



abbasz писал(а):
Ничего мерять не надо, меряют глухие :P
На слух выставляется минимум путем последовательного кручения то одного, то другого резистора. Находится точка минимального фона.
При смене даже одной из ламп эта точка сдвинется, придется искать заново.
Постоянные резисторы там не нужны, или нужны при выпрямленном накале с большой величиной фильтрующих конденсаторов, когда на слух при регулировке уже ничего не меняется. Во всех остальных случаях перемнники-это навсегда, во первых, потому что розенталь или старый Филипс будет лучше любых постоянных, во вторых , потому что любая найденная позиция изменится при смене ламп.
Если все выпрямить и стабилизировать, тогда резисторы действительно уже не нужны.
Но тогда и результаты получаются весьма средние.
Для ламп с косвенным накалом обычно достаточно очень примерно заземлить серединку обмотки или даже один край. Там никакие бифиляры тем более не потребуются.

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


26 сен 2019, 08:00
Профиль

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 2979
Откуда: Rīga
Сообщение Re: Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
abbasz писал(а):
Иногда полезно смотреть фон на осциллографе.
Когда много источников фона ( накал, наводки от трансформаторов), поначалу непонятно, какой из них сильнее или вообще откуда фон идёт. Особенно когда там и 50гц, и гармоники.
Тогда экран прибора немного облегчает поиск и слух не утомляется. По мере расчистки завалов задача всё более упрощается.
Можно закоротить сетку предыдущего каскада, на секунду оторвать накал, вытащить кенотрон и посмотреть фон пока заряжены конденсаторы. Все это покажет, где главный источник фона. Потом станут видны и второстепенные.

Но финальная подстройка центровочных резисторов- только на слух. Слух и только слух может определить, что более терпимо, поставить ползунок в то положение где слышен гул 50 гц, или сдвинуть его чуть в сторону, когда 50 гц- уже почти не слышно, но слышно 100 герцовое зудение. Или найти баланс между ними, не усложняя и не перегружая цепи выпрямления лишними конденсаторами, часто сомнительного качества.
Есть у вас, допустим, пара блек гейтов 4700мкф и ,хоть ты тресни, нужно ими обойтись.
По экрану осциллографа подстроить приемлемый для уха вариант ( уровень, характер фона) невозможно, по экрану можно только давить фон до посинения, пока звук не испортится.

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


26 сен 2019, 08:02
Профиль

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 2979
Откуда: Rīga
Сообщение Re: Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
abbasz писал(а):
Вопросом на соседнем форуме навеяло.


Цитата:
почему спросил, вы написали, что выпрямляли накал RE604, хотя он тоже 4х вольтовый, как и у АD1. А так же хотел спросить, какая индуктивность дросселя при таких небольших ёмкостях? Фильтр П-образный?



Александр,так это элементарные вещи-накал DH драйвера выпрямляется ВСЕГДА!Независимо от того как это влияет на звук.Проще говоря-или применять прямонакальный драйвер на постоянном питании или применять косвеннонакальный,третьего не дано.Остается рулить типом аккумуляторов или диодов(селена) и конденсаторами.В накал ставлю рое,филипсы,и винтажные электролиты.Можно БГ,если найдете.



Выходные лампы типа 2А3,45,РЕ604.АД1, выпрямления действительно не требуют,но именно как ВЫХОДНЫЕ.Только центровочный резистор(средняя точка в накальной обмотке-это всегда мимо по минимум фона,но можно и так сделать,чтобы не возиться при смене экземпляров ламп и не тратить деньги на пару розенталей).



При выпрямлении накала центровочный резистор обычно нужен,но иногда не позволяет найти четко выраженный минимум,а при небольшом токе потребления и емкостях под 20тыс мкф центровочный резистор уже как бы и лишний-он ничего не дает и только образует среднюю точку для подключения цепочки автофикса.С таким же успехом его можно заменить двумя постоянными резисторами.Если же ставить какие нибудь винтажные сименсы 2000мкф в питании нити накала драйвера,то минимум на центровке очень острый и легко ловится на слух.

Разница в качестве диодов и конденсаторов всегда слышна,но в разной степени значима.По мере удаления прямонакального каскада от АС,влияние всех этих обслуживающих накал лампы цепей выпрямления ощущается все слабее.



Если у нас и драйвер и выходной каскад прямонакальные,то там могут быть сложные взаимосвязи когда что то компенсируется и попеременными манипуляциями центровочных резисторов нужно путем постепенных подвижек найти точку,в которой минимален общий фон,а не отдельно взятого каскада.То есть общий фон будет иметь минимум в ином положении какого то то из резисторов,чем если просто выставить самый низкий уровень пульсаций,наблюдая оные на выходе каскада,на экране осциллографа.





Однако хорошей винтажной емкости 2-5тыс мкф бывает достаточно только лампам с малым током накал,например РЕ134 или 71а,остальным приходится ставить опять же П образный фильтр и емкости под десятку и больше.



Если речь идет о предусилителях корректорах с прямонакалом на выходе,то там фон нужно давить всеми способами,наращивая емкость выпрямляющих конденсаторов сколько потребуется,применяя накальные дросселя и двойные П образные фильтры,так чтобы и центровочные резисторы были не особо нужны.





Г образные фильтры необходимы только в редких случаях,когда нам хочется приспособить совсем уж неподходящий винтажный силовик с ебея в нашу чудесную схему из гугла.Да и по звуку Г фильтр весьма сомнительный выкрутас(на мой вкус такого же Г... образного качества),уже не говоря о том что мы получаем пульсации в полный рост,борьба с которыми возлагается на единственный конденсатор,и его обычно оказывается недостаточно.Плюс спец требования к дросселю.На фига нам такое счастье?Выгоды мифические,на самом деле,я о том что муссируется на форумах в отношении Г.Вам форма тока в цепи важнее или слушать музыку?



Я ставлю только П фильтры.Дроссель чего то около 10Гн.Мне этого вполне достаточно.





Г образный фильтр это мулька из разряда "секретов аудио",которые на самом деле таковыми не являются,как и ОППВ и SE ,меш анод,прямой накал и применение какой то специальной проволки или конденсаторов.Это все равно как повар искал бы волшебный ингридиент,обеспечивющий 100% успех блюда в каком то одном продукте-морковке,кукурузе или картошке.Излишне говорить,что в одно блюдо надобно положить морковку,в другое картошку,а в третье и то,и другое,и все на свой вкус.



Как в любом изделии,больше решает гармония целого,сочетание компонентов, чем отдельные "фишки",пусть даже самые лучшие,и ясное представление самодельщика,о том какой звук хочется получить.



То есть двигаться от звука в представлении(воображении) к звуку аппарата,а не наоборот,сначала сделал а потом удивился как круто заиграло.Во втором случае деятельность радиолюбителя подобна игре музыканта,который думает пальцами, а не головой.

Кто играл на инструменте,понимает о чем я говорю-руки играют как удобно,а не так,как требует музыка.Дуеру как и музыканту требуется четкий план,звучание в голове еще на стадии рисования схемы(поиска в гугле),тогда есть вероятность цель будет достигнута,ну хотя бы отчасти.На 100 процентов это не удается никогда,но это и не требуется,если вы конечно не хотите всю оставшуюся жизнь провести в поиске проводков для достижения абсолютного идеала.



А уже исходя из плана и воображаемого звука,выбираются средства его достижения: контуры такие,контуры сякие,однотакт,двухтакт,П образный фильтр или Г образный,БОШ или вестерн электрик,трансформатор от тепловоза или выходничок от Д860



А то многие начитаются форумов,вообще не понимая,что дает то или иное решение,а в основном речь идет о том чтобы потешить самолюбие или влиться в клуб по интересам-поклонников того или иного кулинарного рецепта,например секта почитателей маэстро гроссо,кружок фанатиков нуля херц,серебра,филдкойла,пентодофилов,проямонакало-триодолюбов,почитателей кремния,почетных членов общества Сакумы и т.д.

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


26 сен 2019, 08:04
Профиль

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 2979
Откуда: Rīga
Сообщение Re: Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
идея какая - читаем какую то тему, видим ответ уважаемого Аббаса, копипастим сюда. Потом нам же самим легче будет в одном месте прочитывать тему и искать что то, чем копаться в сотнях тем,да перелистывая страницы выискивать что то . Да и просто почитать полезно, освежить в памяти как надо делать . Как пример выше что я вставил - уже хватает чтоб понять как броться с фоном и как что запитывать по накалу. Это обалденная информация, так как такую информацию нигде так просто не найдешь в сети.

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


26 сен 2019, 08:07
Профиль

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 2979
Откуда: Rīga
Сообщение Re: Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
всё же добавлю сюда, чтоб понимать общую философию форума при строительстве системы, и общую философию музыки как таковой.

abbasz писал(а):
Цитата:
То что Вы знаете что Моцарт просто выдумал композицию, это же Вам не мешает ею любоваться. Ну так же и я. Любуюсь многим.


Что значит выдумал? Это реальные состояния сознания , которые он проецирует ОТТУДА-СЮДА
А кто выдумал прекрасный цветок? По этой логике - садовник который семечко поливал?
Форму чего принимает материя, когда прорастает из грязи в цветок? Этот образ уже существует во вселенной, он только отливается в форму, в материи. Так и музыка Моцарта. Отливается в материальную форму- в звуки. Моцарт только проводник- аранжировщик- оформитель вселенских идей красоты , которыми наполнено пространство.
Он слышит эти идеи, может выхватить их из пространства и соединить в целое. Но он их не выдумывает. Поэзию тоже не " выдумывают" , она приходит сама . Как говорил Винни пух, "поэзия это такая вещь ,которая сама на вас находит, требуется лишь пойти в нужное место."
Выдумывают сюжеты бульварных романов и телевизионных сериалов.

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


26 сен 2019, 08:23
Профиль

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 2979
Откуда: Rīga
Сообщение Re: Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
abbasz писал(а):
А...ну тогда понятно!
Первого конденсатора считай нет, второй 4 мкФ
Это очень мало! Тут стабиловольт и ёмкость после балластного резистора уже не помогут ! Пульсации нужно удушить до стабиловольта, первой индуктивностью и нормальными величинами конденсаторов.
Если после Кенотрона поставить хотя бы 8мкФ, то после дросселя 50 - -100мкФ, иначе цепочек никаких не хватит свести пульсации к приемлемой величине!

---------------------------------------

... Если кенотрон терпит,и не будет превышения расчетного напряжения, можно и 32мкф после него поставить. Это резко снизит пульсации.
В каждом случае этот вопрос решается творчески, исходя из имеющихся винтажных деталей и ламп.
АМЛ насколько я помню, в корректоре 30мкф ставил, после кенотрона, ОППВ

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


26 сен 2019, 08:25
Профиль

Зарегистрирован: 04 окт 2014, 12:36
Сообщений: 1590
Сообщение Re: Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
В таком виде - неудобно. Это получится винегрет, всё про всё. Найти что-то конкретное будет сложно. Как вариант - давать жирно заголовок: "О накалах", "О салатах" и копировать инфу строго по теме.
А вообще лучше всего научиться пользоваться "Поиском"- весьма полезная штука ;) .


26 сен 2019, 08:25
Профиль

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 2979
Откуда: Rīga
Сообщение Re: Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
я копирую те сообщения, где всё понятно, т.е. ответ Аббаса показывает о чем речь. И да, как вы и говорите надо подписывать конечно, а не выдерать кусок не понятно о чем, как пример -


разговор о мс усилении с головки на лампе/камне и трансформаторе

abbasz писал(а):
Хороший трансформатор прозрачнее чем любой каскад, поскольку каскад это не только активный элемент, но еще и все цепи питания и обвязки, вплоть до диодов в блоке питания. Шумы МС входа это отдельная проблема, фон тоже. Трансформатор тоже критичен к экранированию, но это преодолевается относительно легко, хотя и не дешево.
По результатам усилий вырывается вперед трансформатор. Во всяком случае это тот самый редкий случай, когда трансформатор можно поставить с пользой для звука.



--------------


Поиск да, но не всегда дает результаты нужный. Пусть будет винегрет, но в одном флаконе, чем по всему форумы винигретище :) Т.е подписываем госода, если непонятен смысл, если понятен смысл к чему и о чём говорил Аббас, то можно и без подписывания

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


26 сен 2019, 08:30
Профиль

Зарегистрирован: 21 авг 2016, 09:46
Сообщений: 2979
Откуда: Rīga
Сообщение Re: Технические рекомендации от Аббаса (сводная тема)
продолжение мс усиления -

abbasz писал(а):
Если мастерить мс вход, все таки среди советских лучшие это 6С3П и 6С4П, особенно старые 60-х годов. Они дадут фору и многим западным лампам, если изготовлены до 1970 года. Очень малый шум, очень редко микрофонят, усиление больше чем у ЕСС88 в полтора раза. Хорошо работают при пониженном анодном. Имеют низкое внутреннее 2,5 ком.
Ясный, чистый звук, у старых ламп звук плотный, насыщенный, у новодельных(80-е) уже тощий и сухой. Эти лампы прекрасно передают тембры инструментов.
6С4П то же самое, только цоколевка немного другая, имело принципиальное значение для ВЧ схем. Когда то я делал антенный усилитель на этой паре 6С3П-6С4П и уже много позже послушал в звуке.
Имеют ближайшего родственника ЕС86, правда у того внутреннее выше и мю тоже побольше . Но родственник чаще микрофонит, хотя тоже хорош. Я пробовал сименс, филипс, вальво.

Из минусов- все эти лампы монотриоды, то есть нужно использовать в два раза больше ламп и панелек чем в случае с ЕСС88. Там была какая то уникальная технология рамочных сеток, изобретатель фамилия на букву Ч, забыл. Сетки по моему еще покрывали дорогими металлами, возможно золотом. Это были первые лампы в своем роде, с очень высокой крутизной и новой геометрией электродной системы. Там была какая то уникальная технология рамочных сеток, изобретатель фамилия на букву Ч, забыл. Сетки по моему еще покрывали дорогими металлами, возможно золотом. Это были первые лампы в своем роде, с очень высокой крутизной и новой геометрией электродной системы Где то была статья в старом журнале Радио, но искать- много времени займет.



ВАР писал(а):
У нас, молодых пенсионеров, времени свободного много... :)
Вот нашел: изобретатель этот - Черепнин Николай Васильевич. Технолог-практик лампового производства, автор ряда книг и публикаций. Под его руководством в начале 50-х и были разработаны 6С3П, 6С4П, которые заменили импортную WE417A. В 1958 году вышла его книга "Электронные лампы для широкополосных усилителей". Кстати, очень интересная в плане нюансов изготовления радиоламп. Вот одна из страниц касательно золочения сеток:
Изображение
P.S. Дедушка, между прочим, прожил 94 года, так что заниматься лампами ещё и полезно для здоровья... ;)

_________________
С уважением, Улдыс

whatsapp +37127781070


26 сен 2019, 08:33
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 50 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB